ВСЕ ДЛЯ КЛАДОИСКАТЕЛЯМЕТАЛЛОИСКАТЕЛИ GPS НАВИГАТОРЫ

Петр II Алексеевич

МОСКВА          8(926)839-81-08
С-ПЕТЕРБУРГ 8(921)559-41-49
каталог | инструкции | публикации | тесты и обзоры










Петр II Алексеевич


Часть первая. Петербург.
"6 мая, в 9 часов пополудни, всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица и самодержица всероссийская Екатерина Алексеевна от сего временного в вечное блаженство отыде", - так писал В.А.Нащокин о кончине супруги Петра Великого. Отмучилась государыня. Тотчас по ее смерти Россию покинула старшая дочь Анна - со своим супругом герцогом Голштинским она отправилась в Киль. Вероятно, этому немало поспособствовал Меншиков, стараясь удалить от двора старшую дочь Петра Великого. Жених второй дочери, Елизаветы, голштинец Карл-Август, прибыв в Петербург, умер почти одновременно с императрицей. Елизавета оделась в траур. Говорили, что она действительно любила своего жениха. Трон российский перешел к юному царевичу Петру Алексеевичу. Очень скорбел он о смерти Екатерины - своей "государыни-бабушки", хоть и не родной бабкой приходилась она ему, но любила и его, и сестру его старшую Наталью Алексеевну как своих внуков.

Петр (12.10.1715 - 18.01.1730) и Наталья (1714-1728) - дети царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Родителей они не помнили, мать их умерла сразу после рождения Петра. Вскоре был казнен и царевич Алексей. Петр очень любил сестру, был сильно привязан к ней. О Наталье написано немного. Говорят, что хоть и не была она красавицей, однако покоряла окружающих своей добротой, приветливостью, кротким нравом и нежной улыбкой. Очень умна была молодая царевна, и Петр прислушивался к ее советам. Кстати, имя Наталья считалось любимым именем Петра Великого.

Оказавшись на российском престоле, двенадцатилетний император продолжал находится в цепких руках князя Александра Даниловича Меншикова. Тот еще до кончины императрицы приобрел огромное влияние на Петра. По свидетельству историков, Петр даже величал Меншикова "батюшкой" и после смерти Екатерины жил у него в доме. Князь распоряжался всем, не зная удержу и меры, обкрадывал казну, стремясь присвоить себе все больше и больше богатства и укреплять власть свою изо дня в день. Он чувствовал свое несокрушимое влияние на императора и был спокоен.

Присматривал за Петром хитрый, но добрый немец, барон Андрей Иванович Остерман. Еще при жизни императрицы Петру наняли учителей. Меншиков заставлял мальчика учиться день и ночь, однако император не обнаруживал особой тяги к ученью. Гораздо больше занимали его мысли о своей родной тетке, дочери Петра Великого и Екатерины I Елизавете Петровне. Очень нравилась Петру Елизавета - живая, веселая, любящая развлечения. Веселый характер Елизавета унаследовала от матери. Кстати, по некоторым свидетельствам именно Екатерина I ввела в России праздник 1 апреля. Однажды первоапрельской ночью императрица приказала звонить в колокола, как бывало во время пожаров. В городе начался переполох, а императрица потом долго смеялась над своей шуткой. Елизавета тоже любила веселье. Петр пленился красавицей-теткой, а барон Остерман, лютеранин по вероисповеданию, в политических целях даже представил проект о возможности их брака, но такой союз не допускала православная церковь, и проект был отклонен. Тем не менее, интерес Петра к своей тетке не угасал до последнего дня его жизни. Однако Елизавета не раз повторяла Петру, что любит его всем сердцем, но для нее он всегда будет только любимым племянником. Это очень огорчало юного императора. Часто обижался он на Елизавету, делал вид, что не замечает ее, но потом забывал обиду и все начиналось сначала.

И все складывалось как нельзя более выгодно для Меншикова, если бы умел он вовремя остановиться и сдержать себя. Но чем больше он позволял себе, тем больше врагов наживал, и все только и ждали какого-нибудь промаха с его стороны, чтобы растоптать светлейшего. Первый повод появился довольно скоро. Цех каменщиков поднес Петру девять тысяч новеньких червонцев. Петр, желая сделать подарок любимой сестре Наталье, тут же отослал их ей с другом своим князем Иваном Долгоруким (по некоторым другим данным с обер-камердинером Кайсаровым). Но на пути посланцу повстречался Меншиков. Узнав, что он несет, Меншиков отобрал у него весь мешок, отпустив какое-то замечание о молодости императора и неумении правильно распоряжаться деньгами.

Когда о происшествии стало известно Петру, он разгневался так, что ни секунды не медля, направился к Меншикову и говорил с ним сурово и даже зло, как разгневанный император говорит с ослушавшимся его поданным. "Я тебе докажу, что я император, и что мне надобно повиноваться", - сказал князю Петр. Не ожидал Меншиков такой вспышки от Петра, таких речей грозных. Привык он, что слушается его мальчик, слова своего не имеет. И вдруг такое…

Но Меншикову удалось взять себя в руки и, покаявшись в содеянном, он пообещал немедленно отослать деньги царевне, как и желал император, а также поклялся, что никогда более не смеет ослушаться его приказаний. Петр смягчился, он еще не привык так разговаривать со светлейшим, и когда тот напомнил ему о близком переезде в Петергоф, обрадовался и забыл обиду. Был он еще совсем ребенок. Меншиков успокоился, решив, что не стоит придавать большое значение этой вспышке юного императора. И, как показали дальнейшие события, жестоко ошибся.

Вскоре после истории с червонцами, Меншиков сильно заболел. Так сильно, что поговаривали о скорой кончине светлейшего. Лежал он больной в своем Ранбове, а Петр, Наталья и Елизавета наслаждались свободой в Петергофе. Дни проходили в весельях, охоте и развлечениях. Меншикова не было, а стало быть никто ничего не запрещал, не заставлял учиться, и можно было вволю наслаждаться жизнью. Один раз всего и поехал Петр навестить князя, но пробыл там недолго и быстро вернулся.

Но вот полегчало Меншикову, а вскоре он совсем поправился. Приехал в Петергоф и тут же потребовал отчета обо всем, что произошло за время его болезни. Царский камердинер доложил, что по приказу императора выдал ему несколько сотен рублей. Меншиков рассвирепел и выгнал камердинера. Однако камердинер, бухнувшись в ноги Петру, попросил императорской милости и защиты, и Петр немедленно направился к князю. Вновь повторилась грозная сцена, сильно напугавшая Меншикова. Стал он задумываться, что не то что-то происходит вокруг, что пошатнулось его влияние на императора. Но слишком горд был Меншиков, чтобы прислушаться и изменить свое поведение. И когда два дня спустя Петр потребовал у Меншикова пятьсот червонцев, чтобы в очередной раз порадовать подарком сестру, тот, выдав их императору, через час пошел к Наталье Алексеевне и отобрал у нее подарок. Сцена, устроенная по этому поводу Петром, окончательно убедила светлейшего князя в том, что времена его безграничной власти прошли.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения юного императора, стало невнимание Меншикова к Елизавете, которую он попросту забыл пригласить на освещение своей церкви. Гроза над князем должна была разразиться со дня на день. Никто не подходил к Меншикову, в его присутствии разговоры умолкали. Всем было ясно, что, выказав расположение к светлейшему, можно потерять голову. Петр уже распорядился забрать все свои вещи из меншиковского дома, а вскоре князю был объявлен арест и запрещение выезжать куда бы то ни было. Еще через некоторое время окончательно решилась участь светлейшего и его семейства. Барон Остерман подготовил доклад под названием "О князе Меншикове и о других лицах, к нему близких", по которому указом Петра 9 сентября 1727 года было принято: "Меншикова лишить всех чинов и орденов и сослать в дальнее имение его Ранеенбург". В последствии семейство Меншиковых - князя, его супругу Дарью Михайловну, дочерей Марию и Александру и сына Александра - сослали в далекий Березов, Тобольской губернии. Супруга его до места ссылки не доехала, скончавшись в дороге, сам князь умер в Березове 12 ноября 1729 года, там же нашла успокоение его старшая дочь, бывшая царская невеста Мария Александровна.

После удаления Меншикова, при дворе выдвинулся род Долгоруких. Князь Иван Долгорукий стал фаворитом Петра, его ближайшим и любимым другом. Князь был старше императора, слыл повесой и жизнь вел распутную, приучая своего царственного друга к разгулу. Петр начал употреблять спиртное, общаться с женщинами вольных нравов, а больше всего юному императору пришлась по душе охота. О делах он вспоминал редко, и правление было пущено на самотек. Очень переменился император, только сердце его осталось таким же беззлобным, как и прежде. Все также влюблен он в Елизавету, все также нежно любит свою сестру Наталью. Тем не менее, редко видится с ней - охота, развлечения поглощают его целиком. Влияние князя Ивана на императора было огромным. Но, по-видимому, несмотря на свою распутность, он был добрым и сострадательным человеком, чему является доказательством такой случай: когда однажды император собирался подписать кому-то смертный приговор, князь Иван подошел и укусил его за ухо. Петр гневно обернулся и удивленно спросил друга, что означает его поступок. "Когда рубят голову, еще больнее", - ответил Иван. Петр не подписал смертный приговор, и преступник был помилован.

В январе 1728 года двор выехал в Москву на коронацию императора. Петр очень ждал этой поездки: рассказывали ему, что Москва - старый, уютный город, что охота там хорошо идет, что русские цари всегда жили в Москве. И потянулся туда юный император всей душою, надоел ему холодный, болотистый, мрачный Петербург. Разве мог предполагать маленький правитель России, что покидает Петербург навсегда? Что, уезжая в Москву, ступает он на свой смертный путь, что никогда больше не увидит города, основанного его великим дедом и станет первым и единственным российским императором, похороненным в Москве. Ничего этого не знал Петр, и ехал он в Москву с радостью, предвкушая веселую, счастливую и беззаботную жизнь…

 

ХИТЫ ПРОДАЖ
ACE EURO
17900 руб.