ВСЕ ДЛЯ КЛАДОИСКАТЕЛЯМЕТАЛЛОИСКАТЕЛИ GPS НАВИГАТОРЫ

БЕРЕНДЕЕВО БОЛОТО. ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ И ФАКТЫ

МОСКВА          8(926)839-81-08
С-ПЕТЕРБУРГ 8(921)559-41-49
каталог | инструкции | публикации | тесты и обзоры










БЕРЕНДЕЕВО БОЛОТО. ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ И ФАКТЫ


Александр Бакаев
1.

Болота, топи с древних времен для человека были ненужной, не пригодной для жизни землей. Для людей они являлись и ещё неразгаданной тайной. Издавна человек наделял болота различными легендами, сказками и преданиями. Разгадать загадки болот пытались многие исследователи. Всё было тщетно, пока человек не понял, что болота – это кладовые горючего топлива – торфа (речь идет о верховых торфяных болотах).

На юге Ярославской области располагается огромное, так называемое Берендеево болото. С давних пор о нем, о его несметных богатствах, погребённых в топях, ходили легенды и сказы. Ещё два столетия назад одного из потомков кабинет-секретаря Петра I, Н.П. Макарова эти предания побудили заняться поиском сокровищ на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с болотом, именуемой в народе – Волчья гора. На этой возвышенности, среди дремучего леса, ему попались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые.

В 1820 году поисками сокровищ занялся Д.И. Хвостов, который нашел здесь земляные укрепления древнего городка.

Все записки этих исследователей хорошо изучены и опубликованы.

Историческое прошлое этого края начинается с появлением в конце VIII, начале IX веков пришлых племён славян, которые в конце X, начале XI веков полностью ассимилировали аборигенов – мерян ( угро-финскую племенную группировку ). Славяне-кривичи стали жить на возвышенных берегах рек и ручьёв, основывая на глухих лесных полянах свои селища. Когда же они укрепляли свои поселения земляным валом и деревянным частоколом, то возникали небольшие славянские городки. Основным родом занятий славян было огневое земледелие, скотоводство, бортничество, охота и рыбная ловля. Рядом со своими поселениями славяне располагали кладбища – курганные могильники. Ближайшие из них к Берендееву болоту находятся у деревни Киучер.

Топонимика местности имеет как славянские, так и мерянские корни: речки Трубеж, Соболка, Ивановка, Чернуха, деревни Василисино, Родионцево, Лаврово, Давыдово (3), Милославка (2) – славянские; река Малый Киржач – мерянское. А вот происхождение названия самого Берендеева болота до сих пор остаётся загадкой. Одни исследователи (4) связывают это название с племенной группой тюрков-берендеев, хорошо известных историкам (5), изучающим Киевскую Русь XII века. Якобы, чёрные клобуки (так называли их русские летописи за высокие меховые шапки, которые берендеи носили на головах) попали сюда на договорных условиях для охраны княжих границ. Но, вряд ли от этих кочевых степняков произошло название болота.

Археолог и писатель А.Л. Никитин связывает этот топоним со славянскими словами: бередит, т.е. тревожит.

Мне же кажется, что этот топоним более древний и в корне его лежит слово медведь, на одном из праславянском диалекте – бер.

"Люди-медведи"; "люди-волки" – не отсюда ли название Волчья гора?

Предания об этих людях передавались из поколения в поколения, обрастали вымыслами и небылицами. До нас они дошли в виде сказок и легенд. Одну такую, в начале XX века записал переславский краевед и этнолог М.И. Смирнов в селе Лаврово, а в 1919 году – собиратель местного фольклора – легенд, преданий, сказок и песен С.Е. Елховский обработал её, придав ей поэтический смысл.

2.

Существует несколько легенд о царе Берендее, его дворце, золотой карете.

В основном, это интерпретации поэтической легенды. Также существует ряд легенд о каменной бабе:
"Мать, по имени Рогнеда (в других сказаниях – Марфа, Марта, Мария ), идёт к озеру и ищет своего сына. Находит его утопленным. Проклинает озеро, за что превращается в каменную бабу, а озеро превращается в болото". Интересно то, что более древние сказания переплетаются с более поздними. Несомненно, что на глазах людей, озеро за 3-4 тысячи лет превратилось в топкое болото.

Именно эти легенды побудили ещё в конце восемнадцатого столетия некоторых исследователей к поискам городка на высокой горе. Подходящим ориентиром как раз и служила Волчья гора, которая была свободна от леса, и действительно здесь находились земляные валы, что подтвердили Д.И. Хвостов и А.А. Селиверстов.

В апреле 1848 года, в окрестностях Берендеева болота побывал А.Н. Островский, который от местных жителей также услышал много легенд и сказок. Персонажи их легли в основу пьесы-сказки "Снегурочка". Про местных жителей он говорил языком царя Берендея в третьем действии сказки:
"Народ великодушный
Во всём велик – мешать с бездельем дело
Всё станет он: трудиться так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь до упаду.
Взглянув на Вас разумных оком, скажешь,
Что вы народ чесной и добрый ".

Часто здесь бывал переславский историк и краевед М.И. Смирнов, который также искал археологические объекты. Он открыл и копал славянские курганы в деревнях Киучер и Василисино. Он надеялся обнаружить на Волчьей горе легендарный Гридин городок, но безуспешно. Все свои поиски он отразил в дневниковых записках. В них найдены записи поиска и каменной бабы.

Первое упоминание о каменной бабе относится к 1830 году в журнале "Пешеходцы от Москвы до Ростова".

В 1869 году ярославский краевед В.И. Лествицин в своих путевых заметках подтверждает нахождение таковой в окрестностях Берендеева болота.

В 1928 году, краевед Л. Гамельман так же предпринял поиски "бабы". Он не нашел её, зато записал рассказ слепого столетнего жителя села Чернецкого Ф.П. Щетинина, утверждавшего, что она раньше находилась у села Чернецкого, величиной была в печь, имела фигуру и лицо женщины. Во время постройки Северной железной дороги её разбили на куски и их уложили в основания железнодорожного моста через речку Трубеж. И он, якобы перевозил эти камни через болото.

Последнюю попытку вновь отыскать каменную бабу предпринял в 1940 году Ярославский антирелигиозный музей но опять безуспешно.

3.

В 1960 году уже историк В. Сагетдинов осуществил поиски той же "бабы". И он её не нашел, но утверждал, что открыл капище с каменными фигурами.

В 1965 году Волчью гору посетили сотрудники Переславль-Залесского историко-художественного музея: К.И. Иванов, В.И. Панфилов, А.А. Зеленцов и С.Д. Васильев. Последний писал, что их разведкой обнаружены земляные укрепления городища.

В 1966-67 годах на Волчьей горе провел разведку археолог А.Л. Никитин (8).

В 1979 году, археологом К.И. Комаровым, на южном склоне горы был сделан ряд зачисток, при которых установлено, что культурный слой небольшой и относится к XX веку.

Место нахождения каменной бабы по утверждениям очевидцев – противоречивы. Кто-то видел её у подножия Волчьей горы, кто-то в местечке Глиняная пустошь, а другие – в окрестностях села Чернецкое. Сторожили утверждают, что она точно была лет 60 назад, хотя в XIX веке, поиски были безрезультатны. Я сам расспрашивал многих.

Мною также была проведена разведка на горе и её окрестностях. У подножья Волчьей горы, в песчаном карьере много внушительных размеров валунов. Некоторые, по форме, напоминают сидячих зверей или фантастических сказочных персонажей. Валуны синего цвета есть в глиняном карьере севернее Волчьей горы, а у села Чернецкое находится целое " кладбище " таких валунов. Совсем недавно мне сообщили о причудливом камне с очертаниями человеческого лица, который находится недалеко от села Багримово. В древности человек поклонялся таким камням, приносил им в жертву разные дары. И нет ничего удивительного, что отголоски языческих ритуалов дошли до наших дней. До сих пор, иногда можно увидеть около таких валунов букетики цветов, ягоды, грибы или кусочки хлеба. Вероятнее всего, каменная баба, не что иное, как валун, по форме напоминающий женскую фигуру природного происхождения.

От западного склона Волчьей горы через заболоченную пойму реки Трубеж (Чернухи) была прослежена мусорно-лаговая дорожка; при чистке русла реки были найдены фрагменты чернолощеного кувшина XVII века и железный нож. Возможно, эти находки являются подтверждением преданий о разбойниках, когда-то обосновавшихся здесь во времена правления Алексея Михайловича Романова. Этих разбойников ещё называли – гулящими людьми. Недовольные режимом правления государем и его вельмож, они сколачивали около себя шайки простых смердов и делали набеги на имения.

Здесь уместно вспомнить, что в 1930 году жителем деревни Родионцево – Петровым, у себя в огороде во время посадки яблонь, в одной из выкапываемых ям, он нашел кольчугу. Таким образом, на Волчьей горе, помимо единичных находок XVII века и нескольких неолитических черепков, ничего не найдено.

В окрестностях Берендеева болота много старинных сел и деревень.

О некоторых из них сохранились предания. Так о селе Давыдово говорится, что оно названо в честь дружинника Давыда, одного из немногих оставшихся в живых русских ратников, вступивших в неравную битву с передовыми отрядами монголов хана Батыя весной 1238 года.

Деревенька Дубровка являлась имением князя Александра Ярославовича Невского. Здесь он охотился и сюда вместе с его братом Андреем, великим Владимирским князем, приезжала жена Андрея, приглянувшаяся Александру. Он подарил ей это имение, после чего оно стало именоваться её именем – Дубравкой.

4.

8 ноября 1612 года произошла битва на поле между деревней Милославка и селом Давыдово русских ополченцев и отрядом пана Сапеги. И там, где речка Ивановка впадает в Берендеево болото, переславские отряды под руководством воеводы Андрея Вильяминова разбили вражескую рать.

История населенного пункта Берендеево начинается с конца XIX века.

Станция Берендеево была построена в 1866 году. По замыслам инженеров – строителей железная дорога должна была проходить не здесь, а западней и соединять Сергиев Посад и Переславль – Залесский. Но, крупные фабриканты г. Александрова, за взятки уговорили строителей провести железную дорогу через их город. И, чтобы связать дорогу с Переславль – Залесским, была построена станция Берендеево с небольшим грязным пристанционным посёлком (сейчас участок торфодобытчиков № 1). В то время, на месте будущего поселка было несколько домов ямщиков, доставлявших на переславские фабрики сырье и забиравших оттуда готовую продукцию к железной дороге. Здесь же была церковь (в настоящее время восстановлена) и трактир "Голубой Дунай".

Окрестности Берендеева болота связаны с именем В.И. Ленина. Он в 1894 году нелегально приезжал по этой железной дороге в имение своего друга А.А. Ганшина, в деревню Горки на речке Шахе, для печатания своей работы: "Что такое "друзья народа " и как они воюют против социал-демократов".

В Горках Ленин провел несколько дней, охотился в окрестностях Берендеева болота. Именно он обратил внимание на огромные торфяные запасы болота. А в 1918 году, в период экономического и энергетического кризиса на Волчьей горе начинают сводить лес, строить рабочие бараки и разрабатывать торф. Условия торфодобычи были тяжелые – торф добывали в ручную: по колено в ледяной воде, лопатами резали куски и отвозили на деревянных тачках, потом складывали куски в штабеля. Когда доходили до повышенной влажности в торфе и пнистости, добычу здесь прекращали и переходили в другие места. Запасы торфа Берендеева болота, по оценкам Ленгипроторфа, были колоссальны.

– 173, 5 млн. кубических метров. Уже в 1938 году кусковым методом было добыто 70 тысяч тонн на сумму 246 160 рублей того курса рубля. В начале 50-х годов на торфопредприятие приступили к более прогрессивному методу добычи торфа с применением электрических, а затем дизельных торфоуборочных машин. Разработки торфяника фрезерным способом, когда получали торфяную крошку, позволяло вскрывать большие площади Берендеева болота и вырабатывать торфяную залежь полностью, до слоёв сапропеля или озерного песка.

С освоением этого метода, появляется новый посёлок с многоэтажными домами, построенного из шлакобетонного кирпича, магазины, школа, дом культуры, ремонтные мастерские и больничный городок. В начале 60-х годов, в целях противопожарной безопасности торфяника, создаётся искусственное водохранилище-озеро, излюбленное место отдыха и рыбалки жителей Центрального посёлка. А на берегу его, около села Давдово, строится брикетный завод, выпускающий торфяные брикеты для отопления населенных пунктов Советского Союза.

Разработка торфяника фрезерным методом способствовала разгадке тайн Берендеева болота. С 1964 по 1979 года было открыто более 20-ти археологических памятников от эпохи мезолита до эпохи бронзы...

Археологическая разведка и исследования последующих лет автором, совместно с педагогами дополнительного образования г. Александрова – М.Г. Корневым и В.В. Савиным, позволили на южной окраине Волчьей горы открыть археологический памятник Волчья гора I.

5.

Здесь, на пахоте огородов, нами был собран значительный материал: кремневые орудия, керамика и т.д. Около тысячи артефактов относятся к эпохам позднего мезолита, среднего неолита, ранней бронзы. Единичны находки фрагментов лепной сетчатой и гладкостенной керамики эпохи раннего железа (VI–V века до н. э. и VIII–IX века н. э.).

Среди массы разновременного подъемного археологического материала здесь были найдены 15 предметов вотивного культового назначения. Это – небольшие плоские камешки из глинистого сланца с тонкой гравировкой в виде решёток, угловых значков, орнитоморфные фигурки из галек, зооморфная фигурка на кремневой пластине. Ещё одна зооморфная фигурка – морда зверя, скорее всего, медведя, вырезана из известнякового желвака. Основная масса этих предметов культа и искусства каменного века относятся к эпохе мезолита (им более 8 тысяч лет). К эпохе неолита (чуть более 5 тысяч лет назад ) относится сланцевый штамп для орнаментации глиняной посуды. На нём гравировкой изображено жилище.

Уникальной находкой является плоский камешек с рисунком человека. Рисунок выполнен в профиль чёрной минеральной краской, разведённой на жиру. Пока что трудно хронолизировать эту находку, т. к. в Волго-Окском бассейне такой петроглиф встречается впервые.

Не менее уникальной является ещё одна скульптурка. Это – реалистично выполненная голова человека с четко выделенными чертами лица и нарезным орнаментом головного убора. Скульптурный портрет выполнен из известнякового цилиндрика. Эта находка разительно отличается от остальных культовых предметов. Возможно, что эта скульптура – портрет берендея.

Все эти камешки и фигурки найдены на окраине Волчьей горы, там, где местные жители, более всего указывали место нахождения каменной "бабы".

Теперь можно более точно сказать о том, что каменная "баба" была центральной фигурой языческого капища, которой поклонялись как в эпоху камня и бронзы, так и одна из племенных групп раннего железного века, которые и дали огромному болоту – Берендеево. По некоторым данным в 1943 году военнопленные немцы, лагерь которых находился недалеко от Волчьей горы, разбили каменную "бабу", употребив её куски в фундамент строящейся бани...

Советским палеогеографам М.И. Нейштадтом и Н.А. Хотинским на Берендеевом болоте, впервые в СССР был применён радиоуглеродный метод датирования болотно-озерных отложений. Удалось установить, что интенсивное заболачивание озера началось 6 тысяч лет назад. Во время археологических разведок нами были обнаружены в торфяных карьерах предметы перводобытчиков торфа: железные оковки деревянных лопат, детали тачек, рельсы узкоколейной железной дороги.

Не мене значимым, чем торф, для народного хозяйства и промышленности оказались колоссальные запасы озёрного ила-сапропеля.

К сожалению, перестройка 90-х годов двадцатого столетия полностью остановила и разрушила торфодобычу на Берендеевом болоте. Торфяники заросли кустарниками, превратив их в непроходимые "джунгли".

Экологической катастрофой региона в последние годы стали болотные пожары. Не обошли они стороной и Берендеево болото. Пожары уничтожили большие площади. Вместе с торфом были уничтожены бесценные орудия прошлых времён.

6.

Болото всегда являлось естественным аккумулятором водного баланса большой территории Залесского края. Оно, как и озеро в древние времена, дает жизнь двум рекам – Малому Киржачу и Трубежу. Но, инженерный просчёт 50-х годов, когда осушительными каналами основной поток был направлен в реку Малый Киржач, река Трубеж безвозвратно обмелела, а жемчужина Залесья – Плещеево озеро стало мелеть и зарастать. Можно было бы в те годы избежать нарастающую проблему, если бы выработанные торфрплощади залили водой, создали сеть прудов и проток.

Берендеево болото несомненно является историческим и природным памятником центра России. В настоящее время подвергнуто равнодушию и преступной халатности современного человека. А ведь он является неотъемлемой частью Переславского края – края богатого своей историей и культурой. Края воспетого в легендах, преданиях, песнях.

ХИТЫ ПРОДАЖ
ACE-250
13500 руб.