Вечереет. Мрачный ленивый зимний дождик успел разогнать сугробы, которые сиротливо прячутся по углам, пытаясь найти убежище под крышей странной металлической пристройки, неловко привалившейся к задней стене факультета журналистики. Непонятного вида молодой человек в грязно-серой спецовке около двери в подвал ожесточённо стучит молотком по мастерку. Краска вместе с осколками камня, на котором происходит сей "творческий" процесс, смешивается с грязью и исчезает в большой мутной луже. Лужа нервничает и пытается отодвинуться от рабочего, а заодно и проникнуть под полуметаллическую-полудеревянную дверь. У неё пока не получается, но ведь время всегда на стороне природных сил. "Что вы делаете! Это же конюшенная тумба середины XIX века!", - вскрикивает интеллигентного вида человек. Он поворачивается к штукатуру, и становится видна седина на висках. Парень молча пересаживается на вполне неисторическую трубу конца 90-х годов ХХ века и меланхолично продолжает своё занятие:
28 сентября 1996 года фирма "RD Menedjment servises", пытающаяся арендовать на длительный срок и отреставрировать здание, принадлежащее Московскому университету, заключила стандартный договор с группой археологов, по которому последние должны были провести археологические исследования на месте предполагаемой реконструкции. Делалось это в согласии с распоряжением Правительства Москвы от 1995 года, по которому такие исследования обязательно нужно проводить при раскапывании земельных пластов внутри Садового кольца. Археологи привлекли к работе историков, архитекторов, нумизматов, этнографа, почвоведа, геохимика, палеоботаников, остеологов, специалистов по физическим методам датирования (радиоуглеродному, термолюминесцентному), строителей-реставраторов, определили срок в 3 недели и бодро приступили к работе, тем более, что время сезона раскопок подходило к концу, уже начинались дожди, во время которых работа археологов становится на порядок сложнее.
- Еще до раскопок можно было надеяться на обнаружение ценного культурного слоя и интересных находок, - рассказывает руководитель археологической группы, кандидат исторических наук Николай Александрович Кренке. - Всего в нескольких сотнях метров к юго-востоку от университетского двора находится историческое ядро города - Кремлевский замок. Где-то в квартале между улицами Воздвиженка и Большая Никитская, то есть совсем рядом от места раскопок, располагался "Анти-Кремль" XVI века - опричный дворец Ивана Грозного. В XVII в. земля, которая принадлежит теперь университету, была занята двором бояр Романовых, представителей нецарственной ветви рода - Ивана Никитича и его бездетного сына Никиты Ивановича, умершего в 1655 г., после чего их владение было отписано "на государя" Алексея Михайловича. Название "Романов двор" с тех пор укрепилось за местом и бытовало в последующие столетия, даже в XIX в., когда западная половина двора была занята садом графа В.Г.Орлова, возглавлявшего Российскую академию наук, и его потомков.
Результаты раскопок не обманули ожидания археологов. Кроме огромного количества "культурных остатков" из земли восстали такие реликвии, как белокаменная шахматная доска XVIII века, части кубка из богемского стекла (аналогичный кубок был погребён вместе с первой женой Ивана IV Грозного), надворные печи, на которых готовили огромное количество голубей, тетеревов и лебедей-кликунов - излюбленного блюда иностранных послов, столовавшихся в "Опричном Дворце" - резиденции Иоанна Васильевича. Исследователи обнаружили даже одну из пороховниц, сделанных из рога благородного оленя, которыми пользовались наёмные заграничные опричники грозного владыки Руси. Кроме этого, трёхнедельные раскопки принесли ещё столько сюрпризов, что мужественные учёные не дали разрешения на проведение строительных работ.
Оказалось, что на этом самом месте находится таинственно канувший в лету после пожаров XVIII века, во время которых сгорели почти все архивы Приказа Большой Казны, "Новый Дворцовый Денежный Двор". О нём сохранилось упоминание только в тех документах, которые Приказ Большой Казны посылал в другие приказы. Это предприятие организовал на своей земле царь Алексей Михайлович Романов, который попытался заменить серебряную копейку медной. Конечно, он мог просто чеканить деньги на трех существующих денежных дворах, но из сохранившихся документов следует, что Кремлёвский Денежный Двор специализировался только на серебряных монетах, а в остальных двух лихоимство достигало больше 60 процентов. Поэтому был выделен двор, который обнесли плотным частоколом, набрали новый штат (из тщательно проверенных людей, честных, преданных и долгое время служивших царю верой и правдой), изготовили инструмент и приступили к работе.
Двор просуществовал недолго, так как массовое производство медных денег обесценило медную копейку в четырнадцать раз. А платили крестьянам по "официальному" курсу - одна медная "денежка" за одну серебряную. Поэтому, с одной стороны введение медных денег, приравненных по стоимости к серебряным, позволило решить проблемы страны в войне с Польшей, результатом которой стало присоединение к России Украины, а с другой стороны привело к острейшему социальному катаклизму - "медному бунту", вызванному пирамидой коррупции в государственных масштабах. После бунта двор был заброшен за ненадобностью, в результате чего сохранился практически весь инструмент, и даже три клада, которые ушлые работники всё-таки ухитрились припрятать под стенами дома, в котором чеканились монеты.
Источник: журнал "Центр средств массовой информации МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000"
Автор: Сергей Ивашко