Алексей Михайлович получил трон в 1645 году после смерти своего отца - царя Михаила Федоровича. Через месяц умерла и его мать.
В 1649 году было принято Соборное уложение: оно совершенно закрепостило как крестьян, так и некоторую часть посадских людей, обеспечив их владельцам еще больше прав; оно также отменило срок давности по поимке и наказанию беглых крестьян. Для чего все это было нужно? А для того, чтобы удержаться на русском престоле. Алексей Михайлович лишь второй царь из рода Романовых, и пока еще Романовы - не династия, а бояре, заполучившие трон. Есть некоторые версии событий 1613 года, которые допускают, что Михаил Романов был не просто так избран на престол, что Романовы приложили к этому значительные усилия вплоть до полной боевой готовности. Мы этого пока проверить не можем, имеем возможность лишь предполагать, но такая версия не лишена логики. И тогда понятно становится, почему Алексей Михайлович предпринял такие жесткие меры сразу после восшествия на престол: вероятно, он понимал, что не имеет неоспоримых прав его занимать, ведь вокруг было много потомков Рюриковичей, которые могли предъявить свои права.
Любопытный факт: Соборное уложение 1649 года устанавливало в качестве наказания за курение табака ссылку в Сибирь, а за его продажу - смертную казнь. Также было запрещено детям жаловаться на родителей. Подчеркивались различия между мужчиной и женщиной: за убийство мужа жене грозила мучительная казнь, а мужу за убийство жены нужно было всего лишь покаяться.
Через два года Алексей Михайлович по обычаю того времени устроил смотрины, чтобы выбрать для себя невесту. Ему приглянулась дочь Федора Всеволжского. Но внезапный обморок девушки дал основания предполагать у нее заболевание. Надо сказать, что в те годы очень большое внимание уделялось здоровью царской невесты. Если у девушки подозревали болезнь, особенно "падучую", как в те годы называли эпилепсию, то это грозило ей удалением от двора и даже ссылкой. Забежим немножко вперед: по иронии судьбы, как свидетельствуют историки, у второй жены Алексея Михайловича Натальи Нарышкиной было некое заболевание, весьма напоминавшее падучую, которое потом перешло по наследству - Петр Великий страдал непонятными припадками, его дочь Елизавета с годами стала подвержена тому же. И все же это почему-то не стало препятствием для заключения брака между Натальей Нарышкиной и царем. Но вернемся к смотринам.
Итак, девушка после смотрин упала в обморок, чем поставила на себе крест не только как на царской невесте, но и как на невесте вообще: никто бы не решился посвататься к той, к которой сватался царь. Ее и ее семью отправили в ссылку в Тобольск (вспомним Марию Хлопову). А Алексей Михайлович тем временем нашел для себя другую невесту - дворянскую дочь Марию Ильиничну Милославскую. Вскоре состоялась свадьба. Царская чета имела тринадцать детей, большинство из которых умерло в младенчестве, как часто случалось в то время. В 1669 году покинула этот мир и Мария Ильинична.
Оставшись вдовцом, Алексей Михайлович затосковал. Все чаще призывал он к себе приближенного боярина Артамона Матвеева, которого ценил за ум, честность и образованность. И вот однажды сообщил он Матвееву, что намерен пожаловать к нему в гости и желает, чтобы его приняли не как царя, а просто как друга, без церемоний. Матвеев, вернувшись домой, позвал свою жену и свою воспитанницу - дочь Кирилла Полуектовича Нарышкина Наталью, и приказал подготовить все к встрече государя. Царь прибыл к ужину и просил, чтобы вся семья вместе с ним села за стол. Дело в том, что во времена Алексея Михайловича женщины жили на своей половине и в мужские компании не допускались. У Матвеева домашний уклад жизни был менее строгим, поэтому жене и воспитаннице иногда позволялось выходить к гостям. И теперь, по просьбе царя, женщины присутствовали на ужине. Алексею Михайловичу очень понравилась Наталья Кирилловна. Он заговорил с нею, а она, оправившись от смущения, начала отвечать весьма толково, чем еще более расположила к себе государя.
Через некоторое время Алексей Михайлович без предупреждения пришел в дом к Матвеевым и просил у Артамона Сергеевича руки его воспитанницы. Матвеев испугался, побелел весь, подумав, что попал в немилость - а иначе зачем же такие шутки? Но царь и не думал шутить. Он приказал пойти и спросить Наталью Кирилловну, согласна ли она стать царской невестой. Однако Матвеев побоялся подобного поворота событий. Не того, что Наталья станет царицей, а того КАК она ею станет. Злых языков боялся боярин. Наталья - невеста, хоть и из боярского рода, но небогатого и незнатного, и, выбери ее царь вот так, не по обычаю, начнутся сплетни, гнусности, доносы, способные погубить и Наталью и всю ее семью. Об этом открыто сказал Матвеев государю, и просил сделать так, как обычай велит: в те годы принято было собирать в царские палаты на подобные смотрины боярышень из разных семейств, которые жили там несколько дней, в течение которых царь должен был выбрать себе из них невесту. Матвеев просил, чтобы и в этот раз также было, чтобы не говорили потом, что боярин перехитрил или околдовал царя, навязав ему свою воспитанницу.
Алексей Михайлович согласился. Шестьдесят знатных девушек были собраны на смотрины. Но сердце царя уже принадлежало Наталье Кирилловне, и вскоре она была объявлена царской невестой.
Матвеев не ошибся, предрекая наветы, клевету и наговоры на него и его семью. Как же так: царь выбрал себе в жены не знатную боярышню, а какую-то Нарышкину, у которой за душой и гроша-то ломаного нет! Но Алексей Михайлович все прекрасно понимал и не обращал внимания на доносы и сплетни в отношении своего любимого боярина и воспитанницы его - несмотря на все злые козни Наталья Кирилловна стала русской царицей. Но на протяжении еще очень многих лет конфликт между Милославскими и Нарышкиными будет определять судьбу русского трона.
Новая царская семья внесла некоторые новшества в принятые правила поведения: например, царь, безумно любивший охоту, брал с собой свою супругу, выезжал с нею в карете с не занавешенными окнами, то есть женщина стала получать некоторые послабления и, несомненно, больше свободы, чем до этого.
Через некоторое время в царском семействе родился мальчик. Произошло это 30 мая 1672 года. Новорожденного царевича нарекли Петром. До этого имя "Петр" никогда не давалось членам царского семейства. Крестили мальчика его тетка, сестра царя Ирина Михайловна, и его брат, старший царский сын и наследник, Федор Алексеевич.
Царь Алексей Михайлович был очень счастлив. Два других его сына - Федор Алексеевич и Иоанн Алексеевич отличались слабым здоровьем, и царь опасался, что они недолго пробудут на престоле, а теперь у него появился крепкий, смышленый и очень подвижный мальчик, на которого и были возложены надежды на будущее.
Однако недолго радовался Алексей Михайлович: через четыре года он умер от внезапной болезни, промучавшись десять дней. Наследником престола уже давно был объявлен Федор Алексеевич, и именно он стал новым русским царем.
При Алексее Михайловиче была произведена попытка ввести в обращение монеты, не изготовленные из драгоценных металлов, что спровоцировало рос цен и волнения, называемые "медным бунтом"(1662-1663). При нем же произошло восстание Степана Разина и церковный раскол. Именно во времена Алексея Михайловича на Руси начал зарождаться театр: первое представление по библейскому сюжету было поставлено пастором Иоганном-Готфридом Грегори в 1672 году, а в 1673 царь уже мог наслаждаться балетной постановкой "Орфея". При Алексее Михайловиче в России появились кофе и чай. До этого было принято пить горячий сбитень. Чай был привезен из Монголии, специально в подарок царю, и в качестве бодрящего средства употреблялся при дворе. Впоследствии его начали выписывать уже из Китая. Кофе лекари рекомендовали Алексею Михайловичу от головной боли и насморка.